DOMOZHIROV_YURIY_NIKOLAEVICH_20140924_085147-R01
Обычная версия
Шрифт -
Шрифт +
Настройки по умолчанию

Лев Толстой



Лев Толстой

Методическая разработка урока по литературе. 

Тема: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя». 

Цель:

- познакомить обучающихся с жизнью и мировоззрением великого русского писателя - Л. Н. Толстого; 

Задачи:

- вызвать интерес к личности и творчеству автора;

- развивать умение обучающихся вести конспект: определять и записывать основные мысли, тезисы.

- развивать устную и письменную речь.

 

Оборудование:

презентация PowerPoint (Приложение);

 

"Толстой – величайший и единственный

гений современной Европы, высочайшая

гордость России, человек, одно имя

которого – благоухание, писатель

великой чистоты и святыни…"

А.А. Блок

План и хронометраж урока

№ п/п

Этапы урока

Время (мин.)

I

Организационный этап.

1

II

Сообщение темы, цели урока.

1

III

Вступительное слово.

2

IV

Оформление темы урока, эпиграфа в тетрадях.

2

V

Изучение нового материала.

  1. «Радостный период детства».
  2. Казанский университет.
  3. «Война и свобода».
  4. В кругу литераторов, заграница.
  5. Народная школа.
  6. «Война и мир».
  7. «Анна Каренина».
  8. Перелом.
  9. «Воскресение».
  10. Уход и смерть.

 

30

VI

Заключительно слово. Тестирование.

5

VII

Запись домашнего задания

4

 

Итого:

45 мин.

 

Ход урока

 

I. Орг. этап.

 II. Сообщение темы, цели урока.

 III. Вступительное слово. 

Сегодня вы узнаете о судьбе Льва Николаевича Толстого, талантливого писателя. Надеюсь, что это знакомство даст возможность лучше понять его труды, по-новому взглянуть на уже прочитанные произведения.

 

И начать мне хотелось бы со слов А.А.Блока, которые вынесены в эпиграф к нашему уроку "Толстой – величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни…”

 

IV. Оформление темы урока и эпиграфа в тетради.

 

V. Изучение нового материала.

Презентация биографии Л.Н.Толстого + комментарии преподавателя. Обучающиеся составляют краткий конспект.

 

 

Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) – родился 28 августа (9 сентября) в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, в том числе, романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы: “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”.

 1. “Радостный период детства” 

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. У него еще были 3 старших брата и младшая сестра. Мать, Мария Николаевна, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир").

 Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837).

 Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство". 

2. Казанский университет 

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".

 После лета в деревне, осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма (ограничение и подавление чувственных влечений и желаний), чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Он выставлял в дневнике себе оценки за поведение. Больше всего в себе он осуждал ложь и трусость. Тогда же у него возникло серьезное желание писать, и появились первые незавершенные художественные наброски.

3.«Война и свобода” 

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно в артиллерию, потом был принят на службу).

 

Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество", 1852-54, и "Юность", 1855–57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

 

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны 4-й степени, медалью на георгиевской ленте "За защиту Севастополя" и медалью "В память войны 1853-1856 гг., а так же шашкой).

 

В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" - "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической".

 4. В кругу литераторов, заграница 

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок "Современника", где его встретили как "великую надежду русской литературы" (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в "Исповеди" (1879–82): "Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел". Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 – за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе "Люцерн"), осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.

 5. Народная школа 

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 г. он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. В Германии, Англии, Франции, Швейцарии, Бельгии Лев Николаевич изучал популярные педагогические системы, а потом изложил собственные идеи в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть "свобода учащегося" и отказ от насилия в преподавании.

 

В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. "Азбука" и "Новая Азбука". В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).

 6. “Война и мир” (1863–1869) 

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. От брака родилось в общей сложности 13 детей, 5 из которых умерли в детстве. 

Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый год". Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена), и лишь в начале 1865 напечатал в "Русском вестнике" первую часть "Войны и мира". Толстой писал роман на протяжении 6 лет – с 1863 по 1869 годы. По историческим сведениям он вручную переписал его около 7 раз, а отдельные эпизоды переписывал более 26 раз. В романе насчитывается более 550 героев. Около 200 из них – исторические лица. Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю.

 7. “Анна Каренина” (1873–1877)

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Смысл существования "образованного сословия" и глубокая правда мужицкой жизни - этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего "Анну Каренину" в "Дневнике писателя". "Мысль семейная" (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.

 8. Перелом (1880-е годы) 

Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях "Смерть Ивана Ильича" (1884-86), "Крейцерова соната" (1887-89), "Отец Сергий" (1890-98), драме "Живой труп" (1900), в рассказе "После бала" (1903). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в "Исповеди" (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях "О переписи в Москве" (1882), "Так что же нам делать?" (1882-86), "О голоде" (1891), "Что такое искусство?" (1897-98), "Рабство нашего времени" (1900), "О Шекспире и драме" (1906), "Не могу молчать" (1908).

 Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого "Исследование догматического богословия" (1879-80), "Соединение и перевод четырех Евангелий" (1880-81), "В чем моя вера" (1884), "Царство Божие внутри вас" (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений - драмы "Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть" (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, "безыскусной" манере. 

 

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

 9. “Воскресение” (1889–1899) 

Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого – откровенная, выдвинутая на первый план "тенденция" (в эти годы Толстой – сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало - проявились в романе со всей наглядностью.

 10. Уход и смерть 

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

 Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д.П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

 VI. Заключительное слово, тестирование:

 Л. Н. Толстой – гениальный художник слова, интерес к творчеству которого с годами не только не ослабевает, а наоборот – растет. Находясь всю жизнь в поиске истины, в своих произведениях он делиться своими открытиями и переживаниями. Произведения Толстого можно перечитывать неоднократно, всякий раз находя в них все новые и новые мысли. Поэтому закончить этот урок я хотела бы словами Анатоль Франса, французского писателя и литературного критика: “Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным… Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!”

 

А сейчас проверим, как внимательно вы слушали. Предлагаю вам несколько вопросов.

 VII. Запись домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 Выход в Интернет на сайт ОУ, презентация урока

 

 

 

 Использованная литература:

Майорова О.Е. Лев Николаевич Толстой – Биография.

Материалы сайта www.yasnayapolyana.ru.

Большой энциклопедический справочник школьника по литературе. – М., 2005 г.

 


Тест по уроку

1. Как называлось родовое имение, где родился Л. Толстой?

А) Вешенки

Б) Ясная Поляна

В) Царское село

 

2. Укажите годы жизни Л. Н. Толстого:

 

А) 1801-1899

Б) 1828-1910

В) 1821-1864

Г) 1832-1912

Д) 1837-1913

 

3. Писатель получил образование в:

 

А) Петербургском университете

Б) Царскосельском лицее

В) домашнее

Г) Казанском университете

Д) Московском университете

 

4. В какой журнал Лев Николаевич отнес свое первое произведение, и как оно называлось?

А) «Детство» в «Современник»

Б) «Война и мир» в «Русский вестник»

 

 

5. Какие страны посетил Толстой в 1857 году?

 

6. Назовите год и день смерти Л.Н.Толстого.

А) 7ноября 1910г.

Б) 8 октября 1910 г.

В) 7 октября 1911 г.

 

 

7. Причина и место смерти Толстого?

А) Воспаление легких, станция Астапово Рязанской ж/д (ныне «Лев Толстой»)

Б) по старости в Ясной Поляне.

В) от туберкулеза в больнице.



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Дни рождения работников техникума

Именинники в НОЯБРЕ:

Сорокина Анастасия Валерьевна(12), Штейнле Татьяна Валерьевна (14), Шаплова Наталья Валерьевна (16), Болдина Татьяна Анатольевна (20)
С днем рождения! Пусть ваша жизнь будет красивой и яркой, как весна, солнечной и теплой, как лето. Пусть будет далеко до осени, а снежные метели никогда не проникают в душу!

Опрос о качестве осуществления образовательной деятельности организациями

ТРУДОУСТРОЙСТВО на предприятия оборонно-промышленного комплекса России

ТРУДОУСТРОЙСТВО на предприятия оборонно-промышленного комплекса России

Решаем вместе

Решаем вместе

Служба финансового уполномоченного

«Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних»

Введите заголовок

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать техникум лучше?
Решаем вместе

Центр управления регионом.

Подпишитесь на персональную рассылку Центра управления регионом.

Местное время

Время в Берёзовском

Независимая оценка квалификации

ЕДИНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РОСПОТРЕБНАДЗОРА

Для преподавателей и студентов нашего техникума

Профориентационный портал Кузбасса

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

САЙТ для размещения информации о учреждениях

Мы рекомендуем

Конструктор сайтов LineAct - простой и удобный.
Открыть раздел Методическая служба