Методическая разработка
внеклассного мероприятия
«Конкурс знатоков русских традиций и обычаев»
Цель:
- знакомство с русскими традициями и обычаями.
Задачи:
- дать представление об основных темах и мотивах русских традиций и обычаев;
- способствовать развитию устной речи учащихся;
- воспитывать нравственные качества (умение сопереживать, доброту);
- развивать творческие способности учащихся.
Вид урока: внеклассное мероприятие.
Оборудование: разноцветный кубик, названия тем по конкурсам с соответствующими кубику цветами, вопросы по разделам: «Народное декоративно-прикладное искусство», «Русская кухня», «Быт русского народа», «Русские народные праздники», «Славянская мифология», «Русские былины», «Русский музыкальный мир», «Славянские месяцы», «Славянский мир зверей», «Поэтические образы птиц», «Старинные слова», «Старинные монеты и меры длины», оценочные листы для жюри, грамоты участникам и победителям.
Действующие лица: Внучка, Бабушка Настасья, Тетка Варвара, Федотка, Настенька.
Ход урока
Ведущий: (музыкальное сопровождение: лиричная русская народная песня)
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть к новому принадлежим.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала.
Уважаемые гости! Сегодня мы приглашаем вас вместе с нами заглянуть в прошлое России и узнать, что сохранено для сегодняшних поколений из культурного наследия!
Внучка: |
Ой, бабушка, пойдем к тетке Варваре, у неё сегодня на посиделки собираются. |
|
Бабушка Настасья: |
На посиделки?! Ну, что ж, пойдем. На чем ехать-то, детушка?
|
|
Внучка: |
А ты на рогоже!
|
|
Бабушка Настасья: |
На рогоже не гоже.
|
|
Внучка: |
А ты в лукошке!
|
|
Бабушка Настасья: |
Вывалюсь по дорожке.
|
|
Внучка: |
Привяжись ремешком!
|
|
Бабушка Настасья: |
Нет, уж лучше пойти пешком!
|
|
Уходят. На сцене тетушка Варвара и Настя. Раздается стук.
|
||
Тетушка Варвара |
Никак гости пожаловали. Батюшки, Настасья! Подруженька моя дорогая!
|
|
Бабушка Настасья: |
Не мало ли вас, не надо ли нас? (обнимаются). Здорово, Варварушка!
|
|
Тетушка Варвара: |
Здравствуйте, здравствуйте! Проходите да хвастайтесь, какими судьбами к нам.
|
|
Бабушка Настасья: |
Вот привела внучку Аннушку на посиделки. Пусть, думаю, поглядит, да чему-нибудь научится.
|
|
Тетушка Варвара: |
(обращаясь к Насте) Девица-красавица, спой песню. С ней и работа спорится.
|
|
Настя поет песню «Миленький ты мой…». Вдруг слышится шорох. |
||
Внучка: |
Кто это? Ой, страшно!
|
|
Тетушка Варвара: |
Не пугайтесь! Это домовенок Федотка. Федотка, вылезай, девчат не пугай.
|
|
Выходит домовенок
|
||
Федотка:
|
Здрасти вам! Кто же это вы такие будете? |
|
Тетушка Варвара: |
Мы на посиделки собрались |
|
Федотка:
|
Что же вы приуныли, что пригорюнились? |
|
Бабушка Настасья: |
И не горюем мы вовсе, а рукоделием занимаемся. |
|
Тетушка Варвара: |
Кто прядет, кто шьет! |
|
Внучка:
|
Кто вышивает, тот скуки не знает! |
|
Федотка:
|
Ай да рукодельницы! От скуки – на все руки! Работать вы мастерицы, а умеете ли веселиться?
|
|
Хором |
Мы все умеем.
|
|
Частушки
|
||
Федотка:
|
И впрямь мастерицы – что работать, что веселиться. |
|
Раздается стук
|
||
Бабушка Настасья:
|
Кто это к нам еще пожаловал? (обращаясь ко всей группе) – Проходите гостюшки, будем чай пить, хороводы водить, в игры играть, да смекалку свою показывать. |
|
Федотка: |
А ну-ка, честной народ, делись на команды, будем соревноваться. А кто же будет у нас судьями? Попросим мы наших дорогих гостей оценить наши команды (приложение 1).
|
|
Образуются команды
|
||
Внучка: |
А теперь представьтесь! Расскажите о себе!
|
|
Конкурс 1. Визитная карточка команд
|
||
Внучка: |
Бабушка Настасья, смотри, какие у нас замечательные команды. А задай-ка ты им свои вопросы.
|
|
Конкурс 2. «Веселье земли русской» (проводит бабушка Настасья) (приложение 2)
|
||
Бабушка Настасья: |
У меня в руках волшебный кубик. Видите, сколько на нем цветов. Так вот – сколько цветов, столько тем. Каждая команда – участница имеет право бросить кубик 5 раз. На обдумывание дается не более 30 секунд. Вопрос, на который команда не сможет ответить, переходит к другой команде. За каждый правильный ответ – 2 балла.
|
|
Тетушка Варвара: |
Какие молодцы! Федотка, а хотел бы ты узнать у наших участников, знают ли они русские традиции и обычаи? (обращаясь к участникам) – А вас я хочу предупредить, что Федотка очень хитрый и может задавать вопросы «с подвохом».
|
|
Конкурс 3. «О русских обычаях и традициях и в шутку и всерьез» (проводит Федотка) (приложение 3)
|
||
Федотка: |
Для проведения этого конкурса я использую тот же волшебный кубик. Посмотрите, какие темы я вам предлагаю. так же как и в первом конкурсе команда имеет право бросить кубик 5 раз. На обдумывание ответа – не более 30 секунд. Вопрсы, оставшиеся без ответа, будут предложены другой команде.
|
|
Бабушка Настасья: |
Наверное, наши участники устали. Посидите, отдохните (обращаясь к участникам), а Настенька нас повеселит.
|
|
Настя поет песню «Валенки»
|
||
Внучка: |
А теперь, я хочу проверить наши команды, насколько они смекалисты. Я в быстром темпе буду задавать вопросы командам по очереди в течение 1 мин. Участники должны быстро сориентироваться и дать правильный ответ. Но помните, что вопросы могут быть шуточными или «с подвохом» (приложение 4).
|
|
Тетушка Варвара: |
Ну, вот и закончились наши задания. Пока жюри подводит итоги, поиграем мы со зрителями, пусть разгадают загадки (приложение 5).
|
|
Подведение итогов, определение победителей, награждение
|
||
Бабушка Настасья:
|
За работой да весельем незаметно время пролетело. Поздно уж. Пора по домам. Спасибо всем, за такие замечательные посиделки. (либо следует приглашение к чаепитию). |
|
Участники под фонограмму русской народной песни уходят. |
||